18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос. Он покинул борт находившегося на орбите корабля-спутника «Восход-2» и провёл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. Этот опыт позволил сделать вывод о возможности человека выполнять работы в открытом космосе.

Для выхода в безвоздушное пространство специалистами ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева) трёхместный корабль «Восход» был переоборудован в двухместный, чтобы освободить пространство для надевания скафандра и создать вход в шлюзовую камеру.
Скафандр для внекорабельной деятельности «Беркут» был вентиляционного типа, в отличие от современных скафандров не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух. Рассчитан «Беркут» был на 20-30-минутное пребывание в космосе (общий вес — 100 кг). Шлюзовая камера «Волга» для выхода в открытый космос была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля. До выхода на орбиту она в свернутом виде помещалась под обтекателем «Востока-2», а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля.
В рабочем состоянии «Волга» представляла собой цилиндр длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним — 1 м. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального страховочного троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общий емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 минут). Скафандр и шлюзовая камера были разработаны конструкторским бюро опытного завода № 918 в подмосковном поселке Томилино (ныне — Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008).
Скафандр для внекорабельной деятельности «Беркут» был вентиляционного типа, в отличие от современных скафандров не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух. Рассчитан «Беркут» был на 20-30-минутное пребывание в космосе (общий вес — 100 кг). Шлюзовая камера «Волга» для выхода в открытый космос была надувной и располагалась снаружи корпуса корабля. До выхода на орбиту она в свернутом виде помещалась под обтекателем «Востока-2», а перед спуском на Землю основная ее часть отделялась от корабля.
В рабочем состоянии «Волга» представляла собой цилиндр длиной 2,5 м, внешним диаметром 1,2 м и внутренним — 1 м. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи специального страховочного троса (7 м). Кроме того, на скафандре за спиной космонавта крепились дополнительные аварийные баллоны с кислородом общий емкостью около 4 л (их должно было хватить на 20 минут). Скафандр и шлюзовая камера были разработаны конструкторским бюро опытного завода № 918 в подмосковном поселке Томилино (ныне — Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина (1926-2008).

18 марта 1965 года космический корабль «Восход-2» с Алексеем Леоновым (второй пилот) и Павлом Беляевым (командир) стартовал с космодрома Байконур. Когда корабль совершал первый виток вокруг Земли, была надута шлюзовая камера, на втором витке начался выход Леонова в космос. Космонавт пять раз удалялся от корабля на расстояние до 5,35 м. Для подачи кислорода и связи с бортом корабля (параметры орбиты — от 167 км до 475 км) использовался страховочный трос.
Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонову, рискуя жизнью, пришлось стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер). В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка — переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Леонова в книге «Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди», 2005).
При возвращении космонавтов на Землю 19 марта 1965 года отказала автоматическая система ориентации корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только спустя двое суток.
Выход не обошелся без нештатных ситуаций. Из-за разницы давления скафандр раздулся. Это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым). Поэтому Леонову, рискуя жизнью, пришлось стравливать в скафандре давление почти до критического (с 0,4 до 0,27 атмосфер). В нарушение инструкции космонавту пришлось входить в шлюзовую камеру головой вперед, а для закрытия за собой люка — переворачиваться в тесном пространстве (из рассказа Леонова в книге «Мировая пилотируемая космонавтика: История. Техника. Люди», 2005).
При возвращении космонавтов на Землю 19 марта 1965 года отказала автоматическая система ориентации корабля, и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе — в 180 км севернее Перми, вдали от населенных пунктов. Космонавты были обнаружены через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуированы только спустя двое суток.



Наибольшее количество выходов — 16 — совершил российский космонавт Анатолий Соловьев. В общей сложности он провёл в открытом космосе 78 часов 48 минут.
АО «ПТС» благодарит редакцию журнала «Восток. Путь к звёздам!» за предоставленную статью!
https://lollini.space/60-лет-выходу-алексея-леонова-в-космос/
https://lollini.space/60-лет-выходу-алексея-леонова-в-космос/