Инициатором проведения совместного полёта американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило НАСА. Эту идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существовавших на тот момент советского и американского кораблей — «Союза» и «Аполлона». 26—27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей. Реализация проекта стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном «Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Статьёй номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полёта кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году. В том же 1972 году председатель Совета «Интеркосмос» при АН СССР академик Б. Н. Петров и директор центра пилотируемых полётов NASA Кристофер Крафт подписали коммюнике о согласовании конкретных технических вопросов для осуществления совместного полёта. Основными задачами программы были создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полётом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов. Специально для полёта разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый, или «андрогинный».

Для программы ЭПАС обеими сторонами были разработаны специальные модификации космических кораблей серий «Союз» и «Аполлон». В то время как корабль серии «Союз» подвергся внешне незначительным изменениям (за исключением того, что он стал двухместным, появились панели солнечных батарей, изменились его грузоподъёмность и двигательные установки), он был снабжён участвующим в стыковке андрогинно-периферийным стыковочным узлом АПАС-75. А оставшийся без изменений корабль «Аполлон» околоземной версии (без лунного модуля) был дополнен специальным стыковочно-шлюзовым переходным отсеком, который в свою очередь содержал разработанный и произведённый в СССР стыковочный узел. Подобные отсеки использовались во всех последующих совместных программах.

Советская сторона изготовила для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из которых четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных под названиями «Космос-638», «Космос-672» в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт корабля «Союз-16» в декабре 1974 года. Пятый экземпляр был подготовлен к немедленному старту при необходимости спасательной экспедиции в дни совместного полёта и установлен вместе с ракетой-носителем на стартовой позиции космодрома Байконур, а позже был разобран на комплектующие для следующих кораблей серии. Шестой экземпляр позже был дооснащён мощной многоспектральной камерой дистанционного зондирования Земли и совершил в сентябре 1976 года последний для кораблей серии пилотируемый полёт «Союз-22» без стыковки с орбитальной станцией. Американская сторона репетиционных полётов и резервных кораблей по программе не производила. В это время, с мая 1973 года по февраль 1974 года, ею было совершено три пилотируемых полёта по программе «Скайлэб».

Советские и американские экипажи прошли совместные тренировки на тренажёрах космических кораблей в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (СССР) и в Космическом центре им. Л. Джонсона (США).
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведён запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведён запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому манёвру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот «Аполлона». 17 июля 1975 года в 18 часов 14 минут по московскому времени началась конечная фаза сближения кораблей. Стыковка кораблей «Союз-19» и «Аполлон» была зафиксирована в 19 часов 9 минут по московскому времени, обжатие стыка — в 19 часов 12 минут. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. После проверки герметичности на корабле «Союз-19» был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был надут до 250 мм ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля «Аполлона». Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22 часа 19 минут по московскому времени. На следующий день был проведён второй переход космонавтов.

Полёт космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд. Корабли расстыковались в 19 июля в 15 часов 3 минуты по московскому времени. По завершении программ полёта экипаж «Союза-19» успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон».

АО «ПТС» благодарит редакцию журнала «Восток. Путь к звёздам!» за предоставленную статью!
https://vostok1.space/50-лет-полёту-союз-аполлон/
https://vostok1.space/50-лет-полёту-союз-аполлон/